- «НОВЫЙ РОМАН»
«НО́ВЫЙ РОМА́Н», «антироман», условный термин, обозначающий художественную практику ряда французских писателей 5070‑х гг. XX в. (Натали Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.), провозгласивших технику традиционной повествовательной прозы исчерпанной и предпринявших попытку выработать приемы бесфабульного и безгеройного повествования.
Отмежевываясь от традиций французского реалистического романа XIXXX вв. и по-своему перекликаясь с философией «смерти человека» (напр., культуролога М. Фуко), «неороманисты» исходят из мысли об устарелости самого понятия личности, как она истолковывалась и изображалась в рамках былой повествовательной культуры. Перестройка структуры прозы велась ими в различных направлениях «вещизм» А. Роб-Грийе (подчеркнуто бесстрастное описание предметов внешнего мира), «подразговор» «тропизмы» Саррот (общезначимая внутренне диалогичная стихия бессознательного), полифонические тексты Бютора (мозаика мыслей, восприятий, эссе, исподволь складывавшаяся в «мифологему» определённой цивилизации).
В ряде случаев приемы письма «неороманистов» получили содержательное наполнение («Изменение» Бютора, «Дороги Фландрии» Симона, «Вы слышите их?» Саррот). Однако отказ от обрисовки целостных характеров и сведение на нет сюжетного развертывания, противопоставление познавательной способности искусства и его ценностно-смысловой устремленности нередко заводят экспериментаторство «неороманистов» и особенно их преемников по т. н. текстуальному письму (Ф. Соллерс, Ж. Рикарду с его «новым новым романом» и др.) в тупик самодовлеющей писательской технологии.
Литература:
Еремеев Л. А., Франц. «новый роман», К., 1974;
Андреев Л. Г., Совр. литература Франции. 60‑е гг., М., 1977;
Писатели Франции о литературе. Сб. ст., пер. с франц., М., 1978, с. 31220, 398411.С. И. Великовский.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.